Многие водители, по чьей вине на российских дорогах гибнут люди, избегают наказания
Депутаты Госдумы предлагают запретить заключение мировых соглашений при дорожно-транспортных происшествиях со смертельным исходом.
В настоящее время статьями 75 и 76 Уголовного кодекса РФ предусмотрена возможность ухода от уголовной ответственности в случае, если это первое ДТП со смертельным исходом и при условии явки с повинной и компенсации материального ущерба родственникам погибшего. Такая практика носит название «примирение сторон», но, по мнению многих россиян и юристов, сегодня она является способом ухода от ответственности лиц, погубивших других людей.
«Она попросила у меня прощения»
На дороге, связывающей посёлок Увельское с райцентром Южноуральск Челябинской области, на наружной трубе теплотрассы регулярно появляется новый венок из бумажных цветов. Здесь погиб 16-летний Максим Петров. Это случилось в выходной день. Подросток шел по обочине дороги мимо теплотрассы. В это время со стороны райцентра куда-то спешил на иномарке молодой следователь районной прокуратуры Андрей Сокольский. Автомобиль занесло на скользкой дороге и бросило на идущего по обочине парня. От страшного удара Максим скончался на месте.
Заинтересованные лица уговаривали родителей погибшего принять от прокурорского работника деньги: жалко, мол, человека, ведь и судьба, и карьера сломаются! А сына уже не вернуть. Ну, кому будет легче, если водитель сядет в тюрьму, а потерпевшие ничего не получат? И потерпевшие получили. Уголовное дело завершилось примирением сторон.
Аналогичную позицию заняли и родители 11-летней школьницы Юли Снегирёвой из города Ухты, расположенного в Республике Коми. Девочка погибла на пешеходном переходе по вине 19-летнего Юрия Лысова, трудившегося мастером на одной из местных станций техобслуживания. В ходе предварительного следствия молодой человек с обвинением не согласился. Он заявил, что двигался по улице на машине, принадлежащей его матери, со скоростью 50 км/час, ничего не нарушал, а девочка, мол, сама выскочила на дорогу из-за другого автомобиля. Однако собранные следствием доказательства опровергли его доводы: скорость «Mitsubishi Pajero Sport» была не менее 80 км/час, видимость в этот вечер составляла около 300 метров, дорога была сухой. Водитель мог предвидеть последствия своей безалаберности, но никаких мер не предпринял. С места происшествия Юрий Лысов скрылся. Согласно заключению психиатрической экспертизы, он находился в ясном сознании.
В суде адвокат Лысова попросил не лишать его подзащитного свободы, поскольку тот добровольно выплатил родителям погибшей денежную компенсацию материального и морального ущерба (компенсацию, правда, выплачивала мать обвиняемого). Мама жертвы заявила, что оставляет вопрос о наказании на усмотрение суда. Суд вынес наказание Лысову, но сроком на один год с отбыванием в колонии-поселении.
Мама Юли так объяснила свою позицию: «Ребёнка вернуть невозможно, это останется на совести парня. Но я очень понимаю маму Лысова: сколько унижений ей пришлось испытать из-за него, а он всё равно ничего не поймет. Она попросила у меня прощения за сына».
Подобных случаев в стране множество. Родственники прощают водителей-убийц, благодаря чему те уходят от наказания. И нередко снова совершают ДТП с трагическими последствиями.
«Простить может только жертва»
Законопроект о запрете заключения мировых соглашений при ДТП со смертельным исходом подготовило Российское движение автомобилистов «Свобода выбора». Лидер движения Вячеслав Лысаков убеждён, что родственники погибших не вправе мириться за деньги с водителями-убийцами: «Толчком к созданию законопроекта стала чудовищная история: мэр Пятигорска Игорь Тарасов на своём джипе «Toyota Land Cruiser» в Кочубеевском районе Ставрополья столкнулся с автомобилем ВАЗ-21093. В результате погибли пять человек, находившихся в салоне «Жигулей». Мэр с места трагедии скрылся, сжёг свою одежду.
После начала судебного процесса уголовное дело против Тарасова было сразу прекращено. Родственники погибших в аварии сказали, что обвиняемый полностью оплатил причинённый им моральный и материальный вред. Они считают его порядочным человеком, который с самого начала оказывал им материальную помощь. Правда, позднее они сказали, что мэр им денег не дал.
В случае, когда уголовное дело закрывается до судебного расследования, человек считается несудимым. И вот чиновник, на совести которого пять загубленных жизней, остался безнаказанным.
Случившееся заставило меня и моих соратников задуматься о том, что в огромном числе случаев водители-убийцы остаются без наказания оттого, что им удаётся подкупить близких своих жертв.
Даже если человек по неосторожности лишил кого-то жизни – он должен нести за это серьёзную ответственность. Примером таких случаев можно назвать гибель в Москве студента Ивана Агафонова, скончавшегося после удара чемпиона мира по смешанным единоборствам Расула Мирзаева.
Мы намерены добиваться того, чтобы примирение было возможно только в случае, если жертва, в результате ДТП или драки, выжила. Исключительно потерпевший вправе простить обидчика. Суд не может знать, в каких отношениях родственники были с погибшими. Ведь между людьми бывают крайне неприязненные отношения, многие годами не общаются из-за конфликтов. Почему же люди, которых погибший при жизни не считал близкими, должны принимать решение простить убийцу?!
Вот последняя история. На Каширском шоссе в столице пьяный предприниматель из Владимирской области сшиб на своей машине группу студентов. Две девушки скончались, пятеро пострадавших находятся в больнице, большинство из них в тяжёлом состоянии. Их убийца может получить не более семи лет заключения. Через два года он условно-досрочно освободится.
Можно убить на дороге хоть десять человек и через пару лет оказаться на свободе. Нужно лишать прав пожизненно водителей, по вине которых погибли люди. Даже если они лишили жизни одного человека. Необходимо увеличивать срок заключения за ДТП, в которых погибло более одного человека, до 15 лет.
«СП»: - Поддержат ли депутаты изложенное в законопроекте?
- Мы общались с депутатами, многие из них согласны с нашими предложениями. Предлагаем сделать и более жёсткой ответственность за злостное неисполнение судебных решений. Мы уже несколько лет участвуем в разрешении ситуации, которая потрясает своей дикостью.
В октябре 2003 года в Самаре на улице Пензенской автомобиль, за рулём которого находился 21-летний сын одного из сотрудников службы исполнения наказаний, сбил 18-летнего Александра Берельсона.
В больнице у Саши дважды была клиническая смерть. У него обнаружились перелом свода и основания черепа, ранение менингиальной артерии, ушиб головного мозга тяжёлой степени, массивные гематомы над и под мозговыми оболочками. Хирург сказал, что мозг был, как большой синяк. Кроме того, ему удалили селезёнку.
Саша превратился в инвалида 2-й группы, у него на 80% утрачена работоспособность. Его отец теперь ухаживает за двумя инвалидами: Сашей и его мамой, которая до трагедии с сыном уже 10 лет была инвалидом.
Виновного в том, что Саша из здорового, полного сил и энергии превратился в совершенно немощного человека, приговорили к двум года условного заключения и трём годам лишения прав на управление автотранспортом. Его обязали выплатить пострадавшему 100 тысяч рублей. Он выплатил лишь несколько тысяч.
Выходит, что водитель, превративший юношу в калеку, сломавший его судьбу, фактически не получил никакого наказания.
Три года назад мы добились от страховой компании выплаты Саше 160 тысяч рублей. Представители компании с упорством, достойным лучшего применения, длительное время уклонялись от выплаты: «Пусть требует с виновного». Деньги, полученные от страховщиков давно израсходованы на лечение и лекарства.
По инвалидности Саша получает крошечную пенсию, льготы для таких как он, не предусмотрены. Живёт впроголодь.
Поддерживает позицию Вячеслава Лысакова лидер «Федерации автовладельцев России» Сергей Канаев: «Я убеждён, что с водителями, убившими людей, недопустимо заключать мировые соглашения. Они должны быть наказаны!»
«Сыночек, я тебя не продала!»
Член Комитета Государственной думы по охране здоровья Олег Куликов считает, что представители прокуратуры должны строго контролировать, кому можно примиряться, а кому нельзя: «Недопустимо примирение сторон в случаях, когда водитель был пьян, грубо нарушил правила дорожного движения или погибло несколько человек».
Адвокат Московской городской адвокатской палаты Нина Кузьминова говорит, что Уголовный кодекс не позволяет примирение в ДТП с особо тяжкими последствиями: «К тому же статья 76 Уголовного кодекса допускает примирение, но не обязывает закрывать уголовное дело по данному факту. Что порой получается: обвиняемый не признал себя виновным, но согласился на примирение!
Суды позволяют мириться даже в тех случаях, при которых закон не допускает примирения».
«СП»: - Почему они так поступают?
- Вероятно, у них имеется заинтересованность в исходе процесса.
Следует отметить, что некоторые прокуроры и судьи стали осознавать абсурдность происходящего. Например, Дновский районный суд Псковской области опубликовал в местной газете текст, посвящённый делам о нарушении правил дорожного движения, в котором среди прочего сказано: «В многочисленных обзорах судебной практики неоднократно обращалось внимание судов на порочность практики прекращения дел о дорожно-транспортных происшествиях, повлёкших смерть потерпевшего, за примирением сторон. Такое решение является неоправданным достаточно часто, ведь принимается во внимание мнение родственников… А ведь наступившие последствия являются необратимыми.
Дновским районным судом рассмотрено 4 уголовных дела о нарушении правил дорожного движения, из них по трём делам нарушение... повлекло смерть потерпевшего. По всем четырем делам вынесены обвинительные приговоры и назначено наказание».
И действительно, в Псковской области водители-убийцы зачастую получают реальное наказание. В городе Новоржеве сотрудник местной милиции Дмитрий Егоров, находившийся в состоянии сильного алкогольного опьянения, сбил на своем автомобиле двух женщин-велосипедисток. Одна из них скончалась на месте, а вторая почти месяц пролежала в глубокой коме, после чего умерла, не приходя в сознание. Мужья погибших женщин, поддавшись уговорам родственников обвиняемого и, вероятно, получив денежную компенсацию, потребовали прекратить дело за примирением сторон. Но благодаря настойчивости прокуратуры дело было доведено до суда, который приговорил Дмитрия Егорова к пяти годам лишения свободы...
Саша Колокольцев погиб 21 июня 2009 года в Волгограде. Ему было всего семь лет. Мальчик погиб на глазах у родителей. Его мама, вспоминая о гибели сына, по сей день не может сдерживать слез.
В тот выходной день семья Колокольцевых возвращалась из парка. Когда они переходили Краснознаменскую улицу, Саша вдруг рванулся вперед по «зебре», и в этот момент его сбил «Opel». Малыш подлетел вверх и упал под колёса машины. Это и стало причиной смерти Саши - автомобиль проехал по нему и остановился только через десять метров.
По словам очевидцев и родителей погибшего мальчика, женщина-водитель, сбившая ребёнка, выскочив из машины, побежала к киоску, в котором купила мороженое, и стала есть его рядом с обезумевшими от случившегося родителями мальчика. Женщиной, поедавшей мороженое над телом сбитого ребёнка, оказалась прокурор по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью прокуратуры Волгоградской области 35-летняя Елена Иванова. Свидетели предположили, что водитель «Opel Corsa» была пьяна и пыталась мороженым отбить запах спиртного.
- Впоследствии Иванова предлагала нам деньги, не признавая при этом своей вины, - рассказывает мама погибшего ребёнка Татьяна Колокольцева.
Когда расследование уголовного дела в очередной раз прекратилось, Татьяна записала видеообращение к президенту страны Дмитрию Медведеву, в котором среди прочего сказала: «Мне были предложены средства, компенсирующие моральный ущерб. Я никогда не возьму никаких денег за смерть своего сына. Это неправильно, на мой взгляд. Я хочу приходить на могилу моего сына и спокойно, с чистым сердцем говорить: «Сыночек, я тебя не продала!».