Когда "золотая лихорадка" конца 19-го века взбудоражила Америку – Аляска зажила романтической и полнокровной жизнью. Но только - с мая по сентябрь. На зиму каждый год большинство золотоискателей и "обслуживающего их персонала" переселялись в несколько городов и торговых центров. Там одни просто отдыхали и готовились к будущему сезону, другие – не раздумывая, тратили добытое, без всяких планов на будущее.
Были и третьи. Те, кто, надеясь на недюжинную силу, выносливость и опыт, предпочитали оставаться на своих участках. Или в совсем маленьких "приютах", на индейских стоянках в глухих лесах и тундре. Так экономилось весеннее время на дорогу к местам добычи.
И все они, загнанные холодом в хижины, гостиницы и салуны, отнюдь не чувствовали себя "робинзонами". Потому что два учреждения работали круглый год, в любую погоду и время суток, - полиция и почта.
Основным «средством обеспечения» были обыкновенные собачки. Точнее – "необыкновенные", северные. И их каюры (погонщики), часто совмещавшие и должность почтальона. Они ходили по назначенным маршрутам, длиной в тысячи миль. Неутомимые упряжки приходили и в малые поселения, и в почти забытые зимовья, где могли остаться всего 2-3 человека. А 25 градусов мороза - считалось "тепло".
В сущности, это была не почта в современном понимании, а служба доставки. И единственная "нитка", связывавшая отшельников с большим миром. Каюры-почтальоны иногда доставляли даже продовольствие и редкие лекарства для заболевших. И тогда же, видимо, начали зарождаться современные технологии этого дела. Когда цена человеческой жизни возросла, а расходы на дальних перегонах резко увеличились, - стали переходить к системе "коротких" (50 – 150 миль) маршрутов. Каюр проходил этот отрезок, передавал груз своему коллеге, проживающему в пункте передачи, - и тот шел дальше. А первый, возвращаясь, - захватывал с собой встречное отправление, если оно было. Появилось нечто подобное экспресс-доставке
. Работой этой занимались, в основном, местные индейцы, а их стоянки служили импровизированными "почтовыми отделениями".
Сегодня, спустя больше ста лет, в районах крайнего Севера все происходит примерно по той же схеме. Об этом свидетельствует материал flippost.com. Только вместо собачьих упряжек используют мотонарты, вездеходы и вертолеты. Даже международные компании довозят отправления до последнего населенного пункта, где у них имеется надежный агент, обладающий соответствующими транспортными возможностями, и передают ему. А уж как агент "дотянется" до какого-нибудь маленького селения или стоянки оленеводов – его дело. Но – должен!
Согласно анализу этого сайта, не только в труднодоступных, но и во вполне освоенных районах часто складывается интересная ситуация. Фирмы, занимающиеся курьерской доставкой
, даже жестко конкурирующие между собой, нередко идут на тесное сотрудничество. Если имеют в планах долговременное присутствие в новом для себя регионе. Открывать там сразу филиал – дорого и рискованно. Проще попытаться договориться с конкурентом, превратив его в партнера. Естественно, предложив что-то взамен.
Редкий случай, когда от "сговора" поставщиков услуг выигрывает и потребитель тоже.