В последнее время все чаще и чаще современный российский рынок старается обращаться к реорганизации в форме разделения, дабы перейти от крупного бизнеса к более мелкому. Это объясняется тем фактом, что внешняя среда требует постоянных изменений, а значит гибкости. Крупное предприятие не способно быстро адаптироваться, тогда как мелкое способно сделать это в небольшие сроки. Первой на путь «мельчания» предприятий вступил Европейский мир, равно как и он первый стал центром капитализма и крупных конгломератов и фабрик, заводов. Участвуя в мировом экономическом обороте, России не позволено отставать – она тоже взяла курс на приватизацию и «усреднению» бизнеса, хотя с давних времен именно крупные заводы держали в стране экономику. Такого рода перестройка как принимается на «Ура», так и жестко отвергается критиками. Некоторые считают, что такого рода преобразования, как реорганизация путем выделения или разделения на самом деле не понесет того экономического эффекта, на какой направлена и это всего лишь дань моде. Так, в России структура рынка существенно отличается от Европейской, насаждение Европейской формы ведения дел на старую структуру в итоге не даст необходимых результатов. Иные считают, что именно такого рода преобразованиями Россия сможет обновиться в итоге – экономическое развитие обеспечено.
Смещение внимания с финансовых стратегий на кадровые повлекло за собой резкое устаревание множества жизненно важных с государственной точки зрения предприятий-монополистов. Государство пожелало вместо монополий создать «битву», постоянную гонку за добычей, именуемую конкуренция. Это, по мнению современных ученых, способствует тому, чтобы предприятия не стояли на месте. Вполне адекватный подход – внешняя среда не даст расслабиться так, как это могли сделать фирмы раньше. В итоге получается бурлящий котел, элементы которого «выживают как могут», формируется новый пласт работников – менеджеры, обученные на европейский манер, но по прежнему русские ребята и девушки. Именно на них рассчитывает современное управление, именно под них хочет подстроить теперь организации, проводя реорганизацию обществ путем преобразования.
Так, современная продуктовая бизнес-линия строится не только из финансов и количества товаров, но и, в первую очередь,
из фирм-конкурентов, а так же ориентирования на рынок сбыта,
из новых технологий производства и обслуживания (чем новее – тем лучше);
из имущества для ведения дел;
из качества обслуживающего персонала и квалификации менеджеров;
Такой подход только ищет своего развития, но уже встречает массы недовольных откликов, ведь далеко не каждое нововведение может стать полезным. Исторически созданные производственные «организмы» теперь терпят преобразования за преобразованием, в итоге перестают работать и получать заказы. А мелкие фирмы только и делают, что пытаются удержаться на плаву. Пока картина складывается именно такой. Хорошо это или плохо – пока сказать трудно. Мы меняемся, нас меняют снова. Что из этого получится - увидим.