Исполнение Закона «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае», который образно называют «магнитом для бизнеса», а также концепция развития края до 2031 года стали предметом острой дискуссии на заседании Комитета по экономическому развитию, торговле, инвестициям и собственности Государственной думы Ставропольского края.
Задал тон разговору на заседании председатель думского комитета Борис Оболенец, сказав: «Хотелось бы услышать от правительства Ставропольского края, почему «магнит для бизнеса» стал электромагнитом без напряжения? Каков срок его включения?» И вопросы эти прозвучали более чем резонно, если учесть, что срок действия ранее принятой программы экономического и социального развития Ставропольского края истек в 2010 году. Иными словами, в 2011-й край вошел вообще без стратегии социальноэкономического развития, и к тому же до сих пор не утвержден перечень приоритетных инвестиционных проектов. Характерно, что на разработку стратегии социально-экономического развития в краевой бюджет еще на 2010 год было заложено 30 млн. рублей, но конкурс среди компаний-разработчиков был проведен только в последнем квартале минувшего года.
Новости России сообщили, что Министр экономического развития и торговли Ставропольского края Игорь Перепелица указал на необходимость детальной проработки подзаконных актов. При этом также должно быть рассмотрено соответствие инвестиционных проектов общему направлению. По словам министра, все вопросы будут окончательно решены к следующему заседанию краевого правительства. Основные положения разрабатываемой стратегии развития Ставропольского края до 2031 года озвучил директор регионального направления рейтингового агентства «Эксперт» Григорий Марченко. Он отметил ключевое геополитическое положение края и назвал основные конкурентные преимущества Ставрополья. Это не только пересечение торговотранспортных потоков (край граничит с восьмью регионами) и уникальные рекреационные возможности. О благоприятном инвестиционном климате говорит тот факт, что за три года край поднялся по этому показателю в стране с 41-го на 18-е место и на 4-е место по законодательному риску инвестирования.
И потому край имеет все возможности стать территорией сотрудничества, торгово-транспортнологистическим узлом, рекреационным центром, высокоразвитым аграрно-промышленным регионом. Впрочем, названы были и проблемы. В частности, относительно низкий уровень жизни населения, дефицит квалифицированных кадров, низкая степень международной кооперации – регион замкнут на себя. Особый интерес вызвал тезис об ограничениях энергопотребления, ибо край является энергоизбыточным. Не был обойден вниманием и вопрос о состоянии санаторного комплекса, поскольку на КМВ отдыхают всего 600 тыс. человек в год, в то время как курорты Краснодарского края принимают ежегодно до 15 млн. отдыхающих. Что касается «прорывных» проектов, которые были названы на заседании думского комитета, то они таковы:
– создание современной перерабатывающей промышленности;
– территория здоровья и отдыха;
– торгово-логистический кластер «Южный крест»;
– канал «Евразия» – Азов – Каспий;
– автодорога Пятигорск – Сочи;
– промышленно-инновационный комплекс «Бриллиантовая долина».
При этом оптимистичным итог дискуссии назвать трудно. Мнение большинства участников заседания, прослушавших доклад, выразил Петр Акинин (доктор экономических наук, профессор СГУ, глава совета по мониторингу при ГДСК), который отметил трафаретный характер доклада и связанные с этим недоработки. Им было предложено задействовать в работе над программой местных специалистов, использовать научный потенциал края.