Искусство Ренессанса
Искусство Ренессанса развивалось в течение двух веков, но сейчас мало кто вспоминает, до какой степени его формирование и расцвет связаны с именем итальянской семьи Медичи, всемерно способствовавшей развитию культуры Возрождения.
Дом Медичи
Италия всеми и безоговорочно воспринимается как страна – хранительница уникальных произведений искусства. И период его наивысшего расцвета приходится как раз на эпоху Медичи. Благодаря неистощимой энергии и деловой хватке ее членов эта семья уже за столетие получила статус королевской семьи. Один род оказал влияние на целый континент, ведь небывалая щедрость и безупречный вкус Медичи позволили собрать в маленьком городке Флоренции группу людей, гениев того времени, которые положили начало раннему Возрождению. Интерес к античному искусству возродил идею ценности человеческой личности. Архитектура соединила в себе античную классику и традиции поздней готики. А в 1444 году было начато строительство первого из дворцов Медичи, одновременно ставшего и первым из дворцов Ренессанса. Под властью Медичи Флоренция стала центром Возрождения.
Свое огромное богатство члены семьи Медичи расходовали на покровительство искусствам и наукам. Произведения живописи и скульптуры собирались как для украшения собственных дворцов, так и для города, который, преодолевая последствия мрачного Средневековья, постепенно становился ярким и живым. Несмотря на то что рабочий люд трудился с рассвета до заката, и на вечерние и ночные развлечения оставалось мало сил, все с лихвой компенсировалось в праздники. К многочисленным религиозным праздникам итальянцы относились как к форме искусства. Весь город, невзирая на ранги и занятия, одевался в лучшие одежды и собирался на площади, где на сооруженной для этого случая сцене разыгрывались мистерии, поражая зрителей великолепными декорациями и пышностью действа. Но вершиной праздника были дружеские застолья, которые Медичи сделали своеобразной традицией похожей на уклад северного Кипра. Они старались воспроизвести величие имперского Рима, одним из девизов жителей которого был девиз «Хлеба и зрелищ!». И народ любил за это своих властителей-Медичи, называя их «отцами отечества».
Интерьеры Ренессанса
Яркость эпохи Возрождения нашла свое отражение и в оформлении интерьеров городских зданий и вилл. Широкие окна, балконы, лоджии, прогулочные галереи и террасы давали свободный доступ воздуху и свету, которого так не хватало в готических постройках. От проникающих отовсюду лучей солнца «светились» и мерцали стены, покрытые венецианской штукатуркой, которую Рафаэль, Микеланджело и другие художники использовали как основу для росписи, дабы украсить дворцы и парковые павильоны. Зачастую на последнем влажном слое делались росписи в технике фрески, которая позволяла зрительно расширить границы помещения, не ломая стен и не снося крышу. Но по современным понятиям интерьеры времен Ренессанса кажутся все же очень скудными, несмотря на изобилие драпировок и штор из дорогих тяжелых тканей, а также обтянутые бархатом или шелком стены. Ореховая мебель все еще остается очень простой и массивной, изготавливается в виде вычурных резных столов и обитых кожей стульев вместо скамеек предыдущих веков. В центре помещения обычно располагался стол, а вся остальная мебель стояла вдоль стен.
Главным убранством комнат были сундуки, по форме напоминающие готические, но украшенные богатой резьбой, а зачастую и росписью. На них сидели, спали, в них хранили вещи, так как в отсутствие объемных стенных шкафов или чуланов необходимо было место для одежды, белья и посуды. Так называемые сундуки-«кассоны» невеста получала в качестве приданого. Несмотря на то что они занимали много места, всетаки их гордо выставляли напоказ как свидетельство собственной обеспеченности, столь ценимой в обществе. Показателями богатства стали также гобелены и картины (в основном портреты), которые украшали не только парадные гостиные, но и спальни. Однако дух Средневековья не спешил покидать интерьеры Ренессанса. Потолки в основном были деревянными, подшивными, с балками и кессонами, середина которых ярко расписывалась мелким орнаментом. Пол по прежнему выстилался каменной плиткой, наряду с которой стали использовать мраморную мозаику. Отличительной чертой Ренессанса стало появление первых кабинетов для научных занятий (студиоло), библиотек и помещений для хранения коллекций галерей, которые иногда переходили в открытые лоджии с видом на сад. Об итальянских садах хочется упомянуть особо. Ведь они являются примером уникального классического итальянского стиля, на основе которого появится впоследствии садово-архитектурный комплекс Версаль. Но это будет уже совсем другая эпоха, другой стиль, другое мировоззрение.
Эпоха Ренессанса (фр. renaissance – возрождение) охватывает XIV-XVI века в Италии, XV-XVI века в других странах Европы. Итальянское Возрождение оказало огромное влияние на искусство Франции, Англии, Испании, Нидерландов, Германии и России.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий | RSS-лента комментариев |