Быть ди-джеем модно. На школьных вечеринках обычные долговязые подростки, встав за «вертушки» (с винилом) или «карманы» (CD-плееры), в глазах романтичны девятиклассниц превращаются в полубогов. В таком обличье гораздо проще получить то, за чем ходят на школьные вечеринки. Через пару лет поколение сменяется новым, таким же жадным до удовольствий. А бывших школьных героев со снисходительной улыбкой встречают матерые резиденты клубов. Они-то знают, что разница между профессионалом и любителем – как между «быть» и «казаться». Они знают, почему при таком бешеном предложении спрос возникает на единицы. Так пусть и поделятся с нами своими соображениями на эту тему.
Сергей, или DJ Сэм – ди-джей кафе «Молинари», аспирант СевКавГТУ. Общий диджейский «стаж» - семь лет. Стили: в данный период lounge, tech-house. Играл на радио «Динамит-FM» (Москва) в программе «My House». Кстати, никогда не играл на школьных вечеринках. Дэн, или DJ Musicmaker – резидент «Адреналин», профессиональный звукорежиссер и лингвист. Впервые попробовал себя в роли ди-джея 10 лет назад. Играет музыку, естественно, в стиле r`n`b. Ксюша – восходящая звезда r`n`b-кафе «Адреналин». Ученица Дэна, работает ди-джеем два месяца. Андрей, или DJ Андерсен, играет в ресторане ночного клуба, дизайнер-архитектор. В профессии два года, до этого лет пять собирал музыку.
– Для начала определимся с понятиями. Кто такой ди-джей? Человек, играющий на «вертушке»?
Дэн:
– Скорее, человек, играющий на эмоциях людей.
Сэм:
– С технической точки зрения работа ди-джея сводится к тому, чтобы не дать людям услышать переходы между трэками. Поэтому просто «сводить» пластинки можно научить каждого, у кого есть мало-мальское чувство ритма и мелодии. А настоящий ди-джей несет
свою идеологию.
– И какова ваша?
– Лав энд пис энд хэпинес! (смеются). 1998 год. Клубное движение Ставрополя (в том числе и его авангард – ди-джеи) официально рождается в легендарной «Провокации». До неё ставропольские диджеи были представителями культуры андеграунда, играли, в основном, на домашних вечеринках. Впрочем, не брезгуют ими и теперь.
Дэн:
– Закрытые вечеринки хороши тем, что там нет случайных людей. Все знают, зачем пришли и какую музыку здесь услышат. Никаких денег, чистый позитив у клубов другая специфика. Они созданы, чтобы приносить доход, поэтому в них играют то, что нравится большинству. У людей, живущих в Ставрополе, пока нет особого выбора – везде звучит одна и та же коммерческая музыка. Но с появлением ди-джея в «Молинари» и открытием кафе «Адреналин», у которых есть индивидуальный стиль, ситуация начала меняться к лучшему.
– А чем коммерческая музыка отличается от некоммерческой?
Сэм:
– Музыка, на которой зарабатывают деньги, сделана и играется по шаблону. Это просто набор проверенных фишек, которые вызывают определенную реакцию на танцполе. А мы стараемся каждый вечер создавать что-то новое, делиться своими впечатлениями. Я играю очень личную музыку.
На волне успеха «Провокации» в городе открылась школа ди-джеев. Мои собеседники вспоминают о ней без особого воодушевления.
Сэм:
– Там делали клонов. А в идеале каждый ди-джей является носителем своего мировоззрения. Для этого не нужна школа. Мы все в принципе самоучки. Я учился играть вместе со старшим братом.
Андерсен:
– Я слушал свою любимую музыку, а потом захотел поделиться ею с людьми. Так и стал
ди-джеем.
Дэн:
– То, что происходит во время игры, это только малая часть нашей работы. Сет ди-джея может длиться и три часа, и шесть, но основное время все равно уходит на поиск музыки, создание собственной коллекции, выработку своего неповторимого стиля и звучания.
Андерсен:
– Я думаю, лет пять должно пройти, прежде чем у человека сформируется свой вкус и он сможет сказать в музыке что-то действительно новое.
– Как ди-джей находит свой стиль?
Сэм:
– Ди-джей, как правило, играет то, что считает хорошей музыкой, то, что ему нравится. Мне сейчас очень интересен tech-house.
– А что это за стиль?
– Ну, он… хрустит и булькает. Это музыка с объемным звучанием, сложными гармониями. Она побуждает думать. Ещё я занимаюсь музыкальным оформлением кафе «Молинари», куда люди заходят перед клубом на так называемое «pre-party». Музыка помогает им расслабиться, зарядиться положительными эмоциями, поймать нужное настроение. Для этого идеально подходит lounge («lounge» - в переводе «неспешная, сладкая жизнь»).
Андерсен:
– У меня задача – не дать людям «остыть», пока они сидят в ресторане. Если они расслабятся, то им уже не захочется идти танцевать. Мне нравится lounge, в котором есть звучание живых инструментов.
Ксюша:
– В r`n`b-кафе «Адреналин» люди приходят танцевать. В музыке должно быть движение, ритм. R`n`b – это то, что им нужно: классический американский рэп, хип-хоп и современная «черная» музыка. Ди-джей без площадки может быть?
– Без площадки – может, без публики – вряд ли.
– Страшно первый раз становиться к вертушкам?
– Да, конечно. Ведь стоят люди. И ждут чего-то.
Существует два вида игры ди-джея: «скрэтч-мастер» и «трэк-мастер». Первый «пилит» пластинки, второй плавно переходит от трэка к трэку. Игра «скрэтч» –это высший пилотаж. Но и ди-джеи, которые занимаются «трэк-мастером», могут творить чудеса.
Сэм:
– Можно сводить концы с началом, а можно «рисовать кино». Выстраивать сюжет: завязку, кульминацию, развязку. Когда не останется ни одного целого трэка, будут играть одновременно несколько тем, и никто их не узнает. Вообще, ди-джея не слушают, под него танцуют. Слушают ди-джея, пожалуй, только сами ди-джеи. Они понимают, где и что он применил. То, к чему идет каждый ди-джей – это запись своего диска, mix-tape. Некоторые на сетах пробуют разные варианты, как художник делает эскизы. Потом лучшее отбирается для картины, то есть пишется диск. Некоторые пишут диск целиком в минуту вдохновения… Битвы ди-джеев – это повод собраться вместе, а не выяснять, кто самый крутой, как можно подумать. Во-первых, некоторые стили невозможно сравнивать. Во-вторых, даже в пределах одного края практикуются совершенно разные способы обращения с публикой.
Сэм:
– Как-то я участвовал в битве ди-джеев в Пятигорске. Играл электро рок, потому что точно знал, что похожей музыки ни у кого не будет. За оригинальность и поплатился. У нас ди-джеи играют молча, на КМВ принято кричать в микрофон, разговаривать с публикой. Но это же шутовство какое-то. Лучше, чем своей музыкой, ди-джей не скажет. Мой друг был в городах Испании и я скажу, там все вечеринки, проходят намного кислотнее чем у нас, наверное есть чему поучиться )
– Какую фразу больше всего ненавидят ди-джеи?
Дэн:
– «Поставь что-нибудь нормальное» и «научи играть».
Сэм:
– Спрашивают, зачем наушники.
– И зачем? Говорят, в них играет радио.
– В них играет следующий трэк!! Переход нужно подгонять.
– А какие шутки ходят в кругу ди-джеев?
– Все пластинки бракованные. В каждой дырка. Заглянем в сумку ди-джея. У играющего на пластинках это довольно тяжелая вещь. Шесть пластинок – уже килограмм. Еще в сумке лежат иглы (главное орудие извлечения звука), тряпочки – устранять шумы и шорохи. Кроме способности к поднятию тяжестей, ди-джей должен обладать хорошим здоровьем, чтобы быть готовым сутками не спать и приходить на сет в адекватном состоянии. Ведь он делится своим настроением с людьми.
– Понятно, что ди-джей – художник и творческая личность, но все-таки на кого-то вы ориентируетесь?
Сэм:
– У нас есть понятие «как в Москве». А на самом деле Москва вторична. Все свежее идет с Запада.
Дэн:
– Одна актриса сказала, что невозможно без последствий существовать 70 лет в отрыве от контекста мировой культуры. То, что хлынуло к нам с Запада, – это культура интеллигенции, для неё нужно уметь самостоятельно, неординарно мыслить. И ди-джеи должны не копировать образцы, а приучать народ к умной оригинальной музыке. Ди-джеи называют свое занятие не профессией, а болезнью. Скорее всего, этот «вирус» ещё долго будет «поражать» людей. Ди-джей в кафе – это часть имиджа заведения, показатель его «продвинутости», ди-джей в клубе – это сердце ночного организма. Организма, которым клубная публика становится под руководством того самого человека в наушниках.