В высших учебных заведениях сейчас горячая пора: идет зачисление абитуриентов на первый курс по результатам сдачи Единого госэкзамена.
Проанализированы итоги самого ЕГЭ. Об основных тенденциях его проведения в крае с нашим корреспондентом беседует заместитель министра образования СК Ирина Кувалдина.
- Первое, на что хотелось бы обратить внимание: средний балл сдачи большинства экзаменов повысился. Например, по русскому языку на 3,29 балла, по математике – на 4,9, по французскому и английскому языкам более чем на 7 баллов, по химии – на 5,08, по физике – на 2,95 балла. Увеличилось число «стобалльников»: в этом году их 64, в прошлом был 51. Это свидетельствует о том, что растет качество подготовки наших выпускников. Причем речь идет как об обязательных ЕГЭ по русскому и математике, так и о предметах по выбору. В отношении последних можно, правда, сказать, что сдают их те, для кого они являются профильными при поступлении в вузы, а значит, ребята уделяют им особое внимание. А вот выросшие результаты по обязательным предметам свидетельствуют, что и к подготовке по этим предметам ребята стали относиться серьезнее.
Более осознанно стали подходить одиннадцатиклассники и к дисциплинам по выбору, это тоже тенденция. Уже не сдают в режиме ЕГЭ по восемь предметов, как было в первые годы, когда выпускники до последнего не определялись, куда пойдут учиться – «на физиков» или «на лириков».
– Видимо, это результат большой разъяснительной работы, которая проводилась школами, органами управления образования, средствами массовой информации.
- Безусловно, многое также сделали для выпускников и наши вузы. Некоторые второй год подряд ведут активную работу по подготовке абитуриентов. Заочные школы для них организованы Ставропольскими государственным университетом, госагроуниверситетом, государственной медицинской академией. Ставропольский институт управления два года подряд проводит заочную дистанционную школу по информатике. Вузы проявили, можно сказать, альтруизм: обучаться в заочных школах может любой абитуриент, даже если он планирует поступать за пределами края.
– Ирина Владимировна, на одном из брифингов министра образования края Аллы Золотухиной речь шла о «нарушителях протокола» – одиннадцатиклассниках, которые были удалены с экзамена за использование мобильников. Какова дальнейшая судьба этих выпускников?
- Действительно, в этом году во время сдачи ЕГЭ четырех ребят пришлось удалить за пользование сотовыми телефонами. Организаторы ЕГЭ, присутствовавшие в аудиториях, составили соответствующие акты. Государственная аттестационная комиссия рассмотрела этот вопрос и разрешила нарушителям пересдать ЕГЭ позже. Мы об этом проинформировали все отделы и управления образования, информация разошлась и по школам. Надеемся, что другим это послужит хорошим уроком.
Мы были бы рады для большей прозрачности установить видеокамеры во всех ППЭ – пунктах проведения экзамена, однако финансирования не хватает. Тем не менее в Ставрополе, Кисловодске, Ессентуках, в нескольких сельских районах – видеонаблюдение велось.
В этом году во многих ППЭ присутствовали представители правоохранительных органов. Нужно сказать, что замечаний мы не получили. Нет ни одной жалобы или апелляции по процедуре проведения экзамена. В то же время выпускники подали 2571 заявление о несогласии с выставленными баллами. В ходе работы конфликтной комиссии удовлетворены 1375.
– Кажется, «страсти по ЕГЭ» со стороны общественности в 2011-м стали потише…
- Накал в этом вопросе, на мой взгляд, больше присущ политикам. Педагогическая общественность, дети и родители к ЕГЭ относятся гораздо спокойнее. Сегодня Единый госэкзамен сдавали выпускники одиннадцатых классов, которым тестовые испытания знакомы с девятого. У них есть навык выполнения таких заданий, естественно, тревоги меньше.
P.S. Состоялось заседание Комиссии при Президенте РФ по совершенствованию проведения ЕГЭ. На заседании были рассмотрены предложения, выработанные Общественной палатой по результатам «горячей линии», по данным из отчетов регионов, отзывам общественных наблюдателей и экспертов. Некоторые из этих предложений одобрены. Так, в регламенте будет детально прописана законодательная ответственность – вплоть до уголовной – за нарушение организаторами обязательных правил проведения государственного экзамена. Речь идет также о видеозаписи всех процедур ЕГЭ и организации видеотрансляции на сайтах региональных департаментов образования. Есть и более радикальные предложения: разделить экзамен на два уровня – базовый и профильный; создать специальные, не зависимые от Минобрнауки агентства, которые будут организовывать проведение ЕГЭ и проверку его результатов на некоммерческой основе…