Классика вещь хорошая. И даже отчасти полезная, потому что позволяет людям не забыть, кто они, откуда и куда идут. Ну, в смысле: «куда ты дел брата своего», «бог есть любовь» и «смысл жизни». Но все это срабатывает лишь тогда, когда с классикой обходятся бережно, и если ее уважают. В противном случае, она превращается в посмешище. Некоторые почему-то считают, что это хороший повод снять комедию. А некоторые, например французский режиссер Алан Барбериан, ее берут и снимают. И называют «Остров сокровищ».
Нет, то, что экранизация тонкой пародии Роберта Луиса Стивенсона на авантюрный роман середины 19 века может быть смешной, нам, соотечественникам мультипликатора Давида Яновича Черкасского, можно и не рассказывать. Мы это видели. Но что она может быть такой как у Бербериана, мы, зрители, честное пиратское, не ожидали.
Из оригинала в фильме присутствует только остров. Сомнительная ценность, учитывая «сокровища черного юмора» доставшиеся зрителю, о которых сам режиссер Ален Барбериан говорит более чем определенно: «В отличие от американского кино, у нас нет жесткого разделения на хороших и плохих. У нас все плохие! И потом, мы затрагиваем такие темы, как каннибализм, гомосексуализм, цинизм… Однако в результате получилось вполне по-семейному, и в этом еще одно преимущество нашей картины».
Ну, то, что у французов «каннибализм и гомосексуализм» это вполне «по-семейному», так кто бы сомневался. А вот, то что «тема цинизма» это антиголливудская задумка — прямо таки поражает. Особенно учитывая уровень получившегося «протеста». На каждую удачную шутку зритель вынужден терпеть пару сотен плоских и скользких, как размороженная камбала, потуг на юмор. Это как смотреть матч с участием молодой, но амбициозной футбольной команды: по воротам бьют беспрерывно, но легче ли от этого?
Право, стоит описать героев, что бы соотнести их с прототипам из бессмертного романа. Без чего не может обойтись ни один француз, даже если в его паспорте возраст не влазит в соответствующую строку? Правильно, и один из главных персонажей ненавязчиво меняет у Барбериана пол. Трелони здесь не болтливый сквайр, а самая настоящая грудастая тетка, баронесса, но это ее не спасает. Она тоже болтливая и с явными проблемами психики. На почве увлечения мальчиками. Мальчик это естественно Джим Хокинс, сильно сдавший по сравнению с оригинальным персонажем в области IQ, к тому же в первых же кадрах фильма схлопотавший сотрясение мозга с провалами памяти.
Впрочем, остальные персонажи им под стать. Например, капитан Смоллет, безо всякой на то мотивации, а исключительно от помутившегося рассудка поджигает свой корабль. Что бы было смешнее. Доктор Ливси в подобном окружении заделался психоаналитиком. А куда ему деваться — сюжет полон больных людей. Джон Сильвер — пират, прячущийся под личиной кока? Не смешите мои тапочки, у Бербериана все прямолинейно как карандаши для первого класса — именно Джон Сильвер и предпринимает экспедицию, ни сколько не таясь, а горячо убеждая баронессу, что сокровища есть и не могут не есть. Между ними назревает роман. В конце концов, отрезали-то ему только ногу…
Таким образом, тайна, бунт, роковая роль юнги Хокинса, черная метка — все идет прахом, и остроумный сюжет с его роковым «Живые позавидуют мертвым» превращается в балаганный водевиль без музыки, потому, что у актеров отсутствует слух изначально…
Впрочем, к чему играть комедии? Джентльменам удачи это ни к лицу. Сюжет «Острова сокровищ» навеян вовсе не бессмертным творением Стивенсона, а трилогией Гора Вербински и внезапно нахлынувшей модой на пиратов, сундуки и фрегаты. За всем этим стоит плохо скрываемая зависть и желание вскочить в конъюнктурный «гольфстрим» вызванный ветром «Пиратов Карибского моря». А зависть — чувство плохое. Тяжелое. С ним шутить нельзя. Да и не очень получается.
Одним словом, перед нами расклонированный на манер агента Смита, Джек Воробей в модификациях — женщина, даун, педик, просто болван. Но, как известно, количество далеко не всегда переходит в качество, иногда оно становится элементарным дурновкусием. Что мы и наблюдаем в комедии Алена Барбериана.
Но главное, совершенно непонятно, зачем дружище Ален пошел на все эти изменения? Что выиграл он, изуродовав великолепный классический сюжет Стивенсона?
Ну, ладно зрители, поделом нам за легковерность. Но Роберта Льюиса за что?