В конце XIX века в горных районах Северного Кавказа еще сохранялись дома, состоящие из одного помещения, в котором могли разместиться все члены семьи. В Карачае дома-крепости строились из толстых бревен, под мощным деревянно-земляным перекрытием, опиравшимся на столб, который имел сакральное значение. В центре жилища располагался открытый очаг, служил для обогрева, приготовления пищи и являлся домашним святилищем, а также центром организации интерьера. Место у очага считалось почетным и предназначалось для главы семьи, здесь он принимал важных гостей. Пространство перед очагом отводилось сыновьям и невесткам. Правая половина дома считалась мужской, левая - женской. В дальней части левой половины, где хранилась домашняя утварь, главенствовала старшая хозяйка.
Главным помещением жилища был так называемый "большой дом" - комната с очагом, где проживала старшая семейная пара, готовилась пища на всю семью и проводились домашние обряды. Очаг являлся центром жилища и главным его символом. Помимо отопления жилища и приготовления пищи, его использовали в семейных ритуалах. С очагом связана и специфическая утварь, из которой наиболее важной была очажная цепь, висевшая над огнем и считавшаяся главной домашней святыней. В доме у цепи приносилась присяга, совершались обряды усыновления, излечения детей, ее использовали в обрядах защиты от эпидемий и вызывания дождя. Цепь хоронили вместе с умершим последним членом семьи. Огонь считался священным, в него нельзя было бросать мусор, раздувать огонь в очаге следовало только специальным веером. Для моления к огню мог приближаться только глава семьи.
Вышивка шелковой или золотной нитью была широко распространенным девичьим и женским досуговым занятием. Золотошвейное искусство считалось одним из наиболее сложных и требовавших большого времени женских промыслов. Знатные и богатые женщины украшали свою одежду галунами и золотным шитьем. Они с детства обучались этому искусству, распространенному изначально в основном в феодальной среде, что объяснялось дороговизной материала и наличием свободного времени. Кисеты, мешочки для рукоделия и другие мелкие предметы можно было встретить во многих семьях. Шили золотными нитками "вприкреп" по белой ткани, натянутой на пяльцы. Затем готовую вышивку вырезали и нашивали на бархат, сукно или шелк. Эта техника была очень сложной и считалась наиболее высоким видом золотошвейного искусства. В конце XIX - начале XX в. наибольшее распространение получило более простое шитье гладью простыми нитями. Кроме того, одежду украшали тесьмой, галуном, шнуром, плетеными из золотных нитей. Золотное шитье на Кавказе отличалось своеобразным орнаментом, имевшим свои особенности у каждого народа
Вода считалась женской стихией. Женщины работали на водяных мельницах, обеспечивали дом водой, участвовали в магических обрядах, связанных с водой. Девочек приучали к ношению воды с малых лет, постепенно увеличивая нагрузку. Ритуалы свадебного цикла включали выход молодой жены за водой, означавший начало ее трудовой жизни в семье мужа. Ношение воды было тяжелой работой, так как источники часто находились далеко от дома, а сосуды для воды (медные кувшины, деревянные кадки) были большого объема. Вместе с тем выход за водой давал женщине возможность на какое-то время отвлечься от домашних забот.
Экспозиция "Народы Северного Кавказа" завершается демонстрацией походного костюма горца - пастуха, наездника, воина. Весь костюм состоит из парадно-повседневного комплекса одежды, включающего черкесску и папаху, а также бурки и башлыка. Практичность и образность походного костюма способствовали его широкому распространению у многих народов края, включая казаков, и способствовали его превращению в символ мужской культуры всего Кавказа.