В сентябре в Россию вернулась дешевая гречневая крупа - стандартный пакет этой каши в сетях вдруг резко подешевел со 100 рублей до 30. Прошлогодний ажиотаж с традиционно дешевой и любимой у населения крупой надолго останется в памяти россиян.
Она внезапно превратилась в дефицит, ее стоимость выросла в разы, - все потому, что этот продукт не является импортозаменяемым: кроме России, эту крупу практически нигде не употребляют в пищу и выращивают мало.
Та же судьба может вскоре постичь и многие другие продукты питания, производство которых сокращается с каждым годом. К примеру, традиционный для русской кухни чеснок в торговых сетях давно заменили на китайский. Вместо российской говядины продается мясо из Аргентины и Бразилии, из этого же сырья зачастую сделана и колбаса с сосисками.
Картошка, которая уже давно успешно культивируется в России, теперь приезжает из Израиля и Египта, прибывая в черноморские порты целыми кораблями. Проблема возникает даже с яблоками - из 5-7 сортов, обычно представленных в магазинах, на российского производителя приходится в лучшем случае один.
Определить, какова на сегодняшний день доля импорта в составе продуктов питания, достаточно сложно. Однако, полагает руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов, "фактически беднейшая часть общества вынуждена питаться отчасти с огородов, а отчасти за счет импортируемого мяса, сои и молока". По-прежнему российскими пока остаются хлеб и крупы.
Согласно информации Росстата, за январь-июль этого года в РФ ввезено продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 25 млрд доллfhjd. Этот показатель почти на треть больше показателя прошлого года. Активно росли за отчетный период объемы закупок мяса, птицы, масла, мясных консервов, подсолнечного масла, сахара и зерновых.
Вместе с тем собственное производство наращивалось незначительными темпами. При общем росте выпуска сельскохозяйственной продукции на 0,7%, в России продолжилось снижение количества крупного рогатого скота, сократился выпуск молока, подсолнечного масла, крупы и муки грубого помола. Остальные позиции если и росли, то незначительно.
По мнению аналитика ИФК "Солид" Елены Юшковой, высокий рост объемов импорта объясняется двумя причинами: ростом ВВП и покупательской способности россиян, а также реальным укреплением рубля, что повышает конкурентоспособность импорта по сравнению с продукцией внутренних производителей.
Свой вклад в увеличение иностранной продукции на российских прилавках внесли и торговые сети. Как отмечает гендиректор "Финэкспертизы" Агван Микаелян, примерно половина розничной торговли в нашей стране сконцентрирована именно в их руках. При этом сети, как известно, предпочитают работать с крупными поставщиками со стабильным объемом товара, которых в России крайне мало. В результате выбор падает на западные бренды.