Реклама самых различных видов кредита сегодня проводится особенно активно, причем довольно значительную ее часть составляет реклама так называемых беспроцентных займов. Внешне это может показаться очень привлекательным, однако даже у того, кто еще никогда не пользовался кредитными услугами, невольно возникает сомнение: а так ли обстоит дело, как в рекламе? Разве станет какой-нибудь банк работать бесплатно, просто из любви к искусству?
Действительно, современный маркетинг настолько развит и обманчив, что введение клиента в заблуждение, в том числе и вполне сознательное, давно уже стало привычным делом. И интуиция, говорящая о том, что в случае с беспроцентным кредитованием что-то не так, увы, не обманывает. В действительности в самой основе получения прибыли банками всегда лежит получение процентов за предоставление займа. Кроме того, беспроцентный кредит, к примеру, в России, невозможен даже с точки зрения законодательства. Есть норматив, который четко определяет, что кредитно-финансовая организация не имеет права предоставлять кому-либо займы без выплаты хотя бы минимальной процентной ставки. Конечно, этот норматив направлен, главным образом, против коррупционных проявлений, но закон действует и в отношении обычных заемщиков.
Отыскать в беспроцентном кредите выгоду для банка порой непросто. Эту выгоду стараются замаскировать опытные маркетологи. Одним из типичных приемов, в частности, является взимание комиссионных при получении кредита, или при его погашении. Просуммировав эти комиссионные, можно без особого труда убедиться, что они соответствуют примерной рыночной величине процентной ставки на этот вид кредита.
Еще проще «спрятать» проценты в том случае, если кредит целевой, предназначенный для приобретения товара. В этом случае все проценты попросту входят в стартовую стоимость товара.